Новости

Консультация для родителей «Как способствовать развитию речи своего ребёнка в 3–4 года?»

28

мая

2024

Воспитатель Серветник Г.К.

Возраст 3-4 лет особенно значим для речевого развития ребенка. Это благоприятный период для естественного формирования речевой функции в силу анатомических особенностей созревания организма. Наступает стадия активного говорения и накапливания словарного запаса. То, как происходит развитие речи у детей 3-4 лет, оказывает влияние и на дальнейшее речевое становление, и на формирование всех познавательных процессов.

Сегодня речь пойдёт о тех детях, которые имеют трудности с речью. Проблема речевого развития в связи с широким распространением мультимедиа и виртуальной реальности постепенно обретает все более тревожные очертания. Для многих мам очень удобно посадить ребенка перед телевизором или дать планшет с яркой динамичной игрушкой, но, к сожалению, это время «родительского спокойствия» идет во вред словарному запасу и гармоничному становлению мышления.

Роль родителей в становлении речи ребенка остается ведущей, ведь они проводят с ребёнком большую часть времени. И поэтому самым естественным способом развития речи является активное повседневное общение. В первую очередь, разговоры на разные темы должны вестись внутри семьи, с вовлечением всех ее членов, затем круг должен расширяться до друзей, соседей, других детей разных возрастов. Например, вы гуляли и смотрели праздничный салют, увидели пробегавшую кошку, проехавший трактор, нашли красивый листочек – обо всем этом разговаривайте с малышом. Не оставляйте без внимания особенно те вещи, которые привлекли внимание ребёнка. Учитель-логопед Кононенко Анна Сергеевна предлагает очень интересный способ развития речи. И для этого можно даже сидеть в очереди в поликлинике или ехать в автобусе, неважно где. Все, что вам потребуется – ручка или фломастер, с помощью которого вы нарисуете на пальчиках ребёнка милые рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется 2 персонажа, а на другой, предположим, 3. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

Обучение ребёнка произношению слов на выдохе также необходимо для развития речи. Для этого используются специальные тренировки для дыхательной системы. С их помощью у ребёнка получится умещать большее количество слов в одном выдохе. Подойдут следующие занятия:

  • сдувание перьев и лёгких предметов;
  • игра на губной гармошке, флейте или дудочке;
  • пускание мыльных пузырей;
  • надувание воздушных шаров и так далее.

Родители могут использовать всё, во что можно дуть. Тренировки должны быть регулярными.

Развитие мелкой моторики рук – важное занятие для развития речи ребёнка. Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Исторические исследования дают понять: развитие функции руки и речи шло одновременно, ведь первой формой общения первобытных людей были именно жесты. Еще несколько десятилетий назад у родителей не было проблем с состоянием моторики их детей. Ведь очень многое детки делали своими руками: помогали чистить овощи, лепить пироги, стирать, перебирать крупы, завязывали шнурки и застегивали пуговицы. Сегодня большую часть этих занятий делают либо взрослые, предоставляя детям возможность играть, либо специализированные машины. Даже обувь на липучках и одежда на молниях лишают ребенка возможности потренировать тонкие движения своих пальцев. А между тем о важности мелкой моторики говорит многое. Дети со слабой моторикой оказываются не готовыми к письму, часто отстают в речевом развитии.

Средства для развития мелкой моторики:

  • Шнуровки. Происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становление речи.
  • Прищепки. Игры с прищепками учат ребёнкаориентироваться в цвете, открывать прищепку, отлично тренируя ловкость пальчиков, и, разумеется, развиваямелкую моторику в целом.
  • Игры с крупами. Активизируют мелкую моторику, важную для рисования и письма, воображение и внимание, чувственное восприятие, сенсорное познание вещей и предметов и речевое развитие.
  • Игры с конструктором ЛЕГО. На начальном этапе роль ведущего берёт на себя взрослый, так как ребёнокещё не может определить свою роль в игре. Сначала выбираются самые простые игры с целью формирования представления о цвете (синий, жёлтый и т. д., формы деталей ЛЕГО (квадрат, прямоугольник, а затем игра усложняется и появляется сюжет. Ребёнкупредоставляется возможность фантазировать, проявлять творчество и экспериментировать.
  • Рисование. С помощью рисования можно отслеживать развитие мелкой моторики, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Особое внимание нужно уделить штриховке и рисованию по клеточкам. Все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, развиваютзрительный контроль движения руки. Помогают образованию связи рука-глаз.
  • Лепка. Идеальный метод развития мелкой моторики рук. Дети чувствуют себя первооткрывателями, создателями чего-то нового и получают огромное удовольствие от результатов своего труда. Можно мять и отщипывать, надавливать и размазывать, скатывать шарики, раскатывать колбаски, резать на кусочки, лепить картинки, готовить обед.
  • Мозаика. Способствует развитиюкоординации движений пальцев ведущей руки, учит запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне. Развивает память, внимание, речь, логическое мышление.
  • Пазлы и кубики. Пазлы – это своеобразноесочетание мозаики и головоломки, в котором предлагается собрать целую картинку. Пазлы являются отличным средством для развития сообразительности, памяти, внимания, усидчивости и, конечно же, мелкой моторики.

Позаботьтесь об успешности деятельности ребенка, подкрепите его интерес к занятиям, пусть они принесут ему радость. Все зависит от вас и вашей фантазии. И у вас все получится!