Группы
Дидактические игры по развитию речи
15
июня
2023
Воспитатель Серветник Г.К.
Развивающие игры для детей 3-4 лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей. Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и понятийное мышление.
«Колючие слова»
Игра обогащает словарный запас ребенка, активизирует его речь; формирует наглядно образное мышление, понятийное мышление.
◈ Как играем: прочитайте строки стихотворения:
...Мне говорили как-то,
И вот забыл я все ж:
Какое слово кактус,
Какое слово еж?
Ах, да! Ну-ну! Конечно!
Колючие слова!
И гвоздь, пила, иголка —
Колючие слова!
◈ Спросите у ребенка: а какие колючие слова ты знаешь? (Комар, укол...)
А какие круглые слова ты знаешь? (Шар, мяч, часы, луна...)
Ну а какие холодные слова ты знаешь? (Мороз, снег, лед, Дед Мороз...)
Покажите «колючие слова» (растопырив пальцы),
круглые (сомкнуть большие и указательные пальцы обеих рук, получится круг),
«холодные» слова (обнять себя руками).
Можно придумать «теплые» слова (батарея, чай, солнце),
«ласковые» слова, «летние» и многие другие.
◈ Закрепляем: в магазине, в очереди можно играть в «продуктовые» слова, «обувные» слова, на улице — в «транспортные» слова, «осенние» слова и т. д.
«Добавь слово»
Цель игры: учить ребёнка подбирать глаголы, обозначающие окончание действия.
Ход игры: предложите ребёнку придумать окончание к предложению.
— Оля поела и… (пошла гулять).
— Коля умылся и… (сел кушать).
— Оля замёрзла и… (пошла домой).
— Дети играли … (с зайчиком).
— Зайчик испугался… и (побежал, спрятался)
— Девочка обиделась и… (ушла, заплакала).
Незавершённость предложений подсказывайте ребенку интонацией.
«Кто что делает»
Игра помогает пополнить словарный запас глаголами настоящего времени; формирует наглядно-образное мышление.
Необходимый инвентарь: карточки с изображением людей различных профессий.
◈ Как играем: покажите карточку, например, врача, спросите:
«Что он делает?» Слушает, лечит, записывает, смотрит и т. д.
Повар - варит, режет, солит и т. д.
А что делает шофер, а тот, кто делает рекламу? и др. Не забывайте про карточки-опоры.
Закрепляем: играем на кухне. У вас открыт кран? Что делает вода? (Бежит, льется, капает и т. д.)
Что делает холодильник? (Морозит, сохраняет, гудит и т. д.)
Вы в зоопарке? — Что делает заяц? Медведь? А в магазине? — Что делает продавец?
◈ Меняйтесь ролями, чаще играйте в эту игру. Вы заметите, как пополнится словарный запас вашего ребенка.
«Назови игрушку»
Цель игры: формировать у ребёнка умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Материал: игрушки: зайчик, котик, лиса, белочка (или другие игрушки, главное обратить внимание ребёнка на характерные признаки и действия рассматриваемого предмета).
Ход игры: покажите ребёнку 3-4 игрушки, предложите ему назвать их.
«Это… (заяц, лиса, утёнок)». Расскажите о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она белая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко».
Аналогично опишите другие игрушки, а ребёнок назовёт их.
«Скажи, какой» (усложнение предыдущей игры)
Цель игры: учить ребёнка выделять и называть признаки предмета.
Материал: набор овощей: огурец, помидор, перец; набор фруктов: яблоко, груша, апельсин.
Ход игры: поочерёдно достаньте из коробки предметы, назовите их, например, это - груша.
Предложите ребёнку назвать признаки предмета, ответив на вопрос: «Она какая?» (Жёлтая, мягкая, вкусная.)
Далее покажите помидор (красный, круглый, спелый, сочный), огурец (продолговатый, зелёный, хрустящий). Игру продолжайте до тех пор, пока не будут рассмотрены все овощи и фрукты.
«Что напутал Буратино?» (усложнение предыдущей игры)
Цель игры: учить ребёнка находить ошибки в описании предмета и исправлять их.
Материал: игрушка Буратино (или любой другой персонаж из сказки), игрушки: утёнок, зайчик, кошечка (либо другие игрушки).
Ход игры: создайте сюрпризный момент — в гости к ребёнку пришёл Буратино (или другой персонаж из сказки) со своими друзьями утёнком, зайчиком и котиком. От имени персонажа сказки расскажите про его друзей (по очереди). Во время рассказа допускайте неточности в описании, например: «У утёнка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!» или «У зайца маленькие ушки, он зелёный» или «У кошки колючая шубка». Попросите ребёнка исправить услышанные им неточности.
«Моя кукла»
Цель игры: учить ребёнка называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.
Материал: кукла.
Ход игры: расскажите ребёнку, что куклу назвали некрасивой и она огорчилась. Надо ей помочь и рассказать всем, какая она красивая.
Предложите ребёнку ответить на вопросы:
— Кто это? (Кукла.)
— Какая она? (Нарядная, красивая.)
— Как её зовут? (Света.)
— Что Света умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.)
Вместе с ребёнком расскажите про Свету. Начните, а он пусть дополняет: «Наша Света… (самая красивая). У неё… (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)». После того как ребёнок расскажет о кукле, похвалите его от её имени.
«Сравни кукол» (усложнение предыдущей игры)
Цель игры: учить ребёнка соотносить предметы с разными характеристиками.
Материал: куклы, отличающиеся по внешнему виду, мячи, разные по цвету и размеру.
Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть двух кукол. Попросите своего малыша дать куклам имена (Света и Даша) и сказать, чем они отличаются:
— У Светы светлые и короткие волосы, у Даши — тёмные и длинные.
— У Светы голубые глаза, у Даши — карие.
— Света в платье, а Даша в юбке (брюках), у кукол разная одежда.
После того как ребёнок справится с первым заданием, предложите ему другую ситуацию:
— Куклы захотели поиграть, они взяли что? (Мячики.) Что можно сказать про этот мячик. Он какой? (Круглый, резиновый, синий, маленький.) А про этот мячик? (Большой, красный.) Что можно делать с мячами? (Кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать.)
— Посмотри на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)
«Назови, одним словом»
Цель игры: закрепить представления ребёнка об обобщающих словах.
Материал: картинки с изображением предметов мебели, игрушек, посуды, одежды.
Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть картинки и назвать предметы, изображённые на них. Затем попросите его найти слово, которое объединяло бы такие предметы, как мяч, кукла, мишка, машинка — (игрушки). После того как ребёнок справится с этим заданием, предложите ему выбрать картинки и объединить их одним словом, например, тарелка, чашка, кастрюля — это … посуда и т.д.
«Добавь слово»
Цель игры: учить ребёнка подбирать глаголы, обозначающие окончание действия.
Ход игры: предложите ребёнку придумать окончание к предложению.
— Оля поела и… (пошла гулять).
— Коля умылся и… (сел кушать).
— Оля замёрзла и… (пошла домой).
— Дети играли … (с зайчиком).
— Зайчик испугался… и (побежал, спрятался)