Группы

Консультация для родителей «Чем помочь ребёнку с дизартрией?»

28

ноября

2022

Дизартрия - это расстройство произносительной стороны речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Всё это грозит ребенку нарушением слухового восприятия. Как итог – неспособность воспринимать поступающую информацию в полном объеме, возникновение проблем с пониманием окружающего мира.

При лёгком течении  наблюдается искажение определенных звуков. При тяжелом – пропуски и замена звуков. Нарушен темп и выразительность речи.

Дизартрия также может характеризоваться наличием параличей и парезов артикуляционных органов.

Выделяют 4 степени дизартрии по Тардье (1968 г.)

  1. Легкая (стёртая дизартрия) – минимальные дизартрические расстройства (МДР).
  2. Средняя – речь понятна всем, но выражено нарушение звуков и просодики (темпа, ритма, дикции).
  3. Выраженная – когда речь понятна только матери.
  4. Тяжелая ( анартрия) – отсутствие фразовой речи.

Причины дизартрии могут быть различными — отклонения от нормы в период внутриутробного развития вследствие токсикоза, повышенного давления, нефропатии у матери, инфекционных заболеваний, перенесенных женщиной во время беременности, внутриутробная гипоксия плода, недоношенность, преждевременные роды, а также асфиксия новорожденных, стремительные или затяжные роды, механическое родовспоможение, длительный безводный период в родах. Часто дизартрия сопровождает ДЦП и задержку психического развития.

В современном мире диагноз «дизартрия»  выявляют примерно у 6% детей.

Внимательные родители могут заметить у детей признаки ещё на раннем этапе.

У детей выявляются проблемы с употреблением пищи – трудности с глотанием, долгое удерживание пищи за щекой; повышенное слюноотделение, регистрируемое после полугода. Речь детей с дизартрией очень быстрая или медленная, а при  повышенном тонусе голосовых связок голос писклявый, речевое дыхание слабое.

Мелкая и общая  моторика также нарушены – эти дети с трудом застегивают пуговицы, завязывают шнурки.

Коррекционная работа с ребенком при дизартрии должна проводиться комплексно. В процессе преодоления участвует логопед, невролог и психолог. Такой подход позволяет добиться скорейшей положительной динамики, а также закрепить полученный результат.

Ошибочно полагать, что терапия дизартрии сводится к посещениям только лишь одного специалиста-логопеда, где ребёнка  научат складывать губы трубочкой. Есть определенная последовательность мероприятий, менять которую не рекомендуется.

Устранение дизартрии начинается с восстановления работы речедвигательного аппарата. Для этого малышу проводят логопедический массаж, развивают мелкую моторику рук. Применяют также дыхательную гимнастику.

Логопедический массаж – один из наиболее эффективных методов восстановления работы речевого аппарата. Массаж воздействует на мышцы, позволяя нормализовать их тонус. Поэтому предварительно специалист определяет его уровень: гипо- или гипертонус.

Правильное речевое дыхание обеспечивает речи плавность, мягкость. При дизартрии очень важно наладить данную сторону процесса. Для этого была разработана дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой, которая является наиболее эффективной. Это совокупность оригинальных упражнений, аналогов которых нет в мире. Упражнения делают упор на вдох. Он должен быть резким, коротким, производиться через нос. На выдох – внимание минимальное.

Разработка двигательной активности пальцев позволяет обогатить словарный запас, улучшить звуковую сторону речи. Существует большое количество вариантов для развития мелкой моторики: лепка из пластилина, работа с бумагой (листы можно сминать, рвать, отщипывать, складывать в определенной последовательности), конструирование поделок, создание аппликаций, разовьет к тому же ещё и творческое мышление.

Специалисты используют пальчиковую гимнастику, специальные атрибуты для стимуляции двигательной активности пальцев.

Правильная, красивая и грамотная речь – это успешное взаимодействие  ребенка в обществе, путь к новым знаниям и открытиям. Дефекты речи – не приговор, но они подлежат  коррекции. Своевременное исправление нарушения речи поможет избежать препятствий в развитии и общении детей, обеспечивая гармоничное становление личности.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo