Группы
Экологический проект в разновозрастной группе
27
ноября
2020
Тема: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»
Участники проекта: дети – педагоги – родители
Вид проекта: информационно – исследовательский
База: МБДОУ д/с83
Сроки реализации: краткосрочный, ноябрь 2020г.
Проблема: В нашем городе в последние годы появились контейнеры для раздельного сбора отходов: для стекла и бумаги. Наблюдая во время прогулки за тем, как сортируют сознательные граждане бытовые отходы, у детей нашей группы возник вопрос: зачем люди сортируют отходы? Почему мы бросаем мусор в общий мусорный бак детского сада, а не в специальные контейнеры для раздельного его сбора? И куда этот мусор потом отвозят? В результате чего у нас возникла идея о создании проектно-исследовательской деятельности. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».
Актуальность проблемы:
Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы экологическое воспитание и образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде с очевидными пределами ресурсов и возможностей.
Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Загрязнение окружающей нас среды – масштабная проблема современности. На данный момент о ней известно многое – написано большое количество научных работ и книг, проведены многочисленные исследования. Но в решении проблемы человечество продвинулось совсем незначительно. Загрязнение природы по-прежнему остаётся важным и актуальным вопросом, откладывание которого в долгий ящик может обернуться трагично.
Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Состояние практики в МБДОУ д с № 83 в группе «Солнышко»: из 23 детей 12 имеют проблемы экологического воспитания.
Цель проекта:
познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды мусором , сформировать представление о необходимости переработки мусора.
Задачи проекта:
познакомить с видами отходов, узнать об опасности отходов для жизни человека и животных.
Расширить знания о способах переработки мусора.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты
- непосредственное участие родителей и детей в реализации проекта.
- повышение уровня знаний у родителей и детей об охране природы.
- организация выставки в детском саду с использованием «бытовых отходов»;
- создание в ходе проекта стенгазет, консультаций, брошюр для родителей;
- формирование навыков экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный:
- Изучение нормативно – правовой базы и методической литературы по проекту.
- Определение цели и задач проекта.
- Изучение литературы по теме.
- Подбор методической литературы.
- Обсуждение вопроса и анкетирование.
- Подготовка развивающей среды (дидактические и настольные игры, картотеки тематических физминуток, опытов; подбор иллюстраций, сказок, журналов, энциклопедий)
- Разработка системы занятий.
- Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки).
- Подготовка познавательных презентаций, интерактивных игр, мультфильмов по теме проекта.
2 этап – основной:
- Проведение познавательных занятий и бесед по теме проекта;
- Чтение познавательной литературы, энциклопедий;
- Работа по формированию у детей бережного отношения к объектам природы родного края.
- Трудовая деятельность на территории детского сада.
- Разработка авторских дидактических игр и пособий.
- Привлечение в работу родителей воспитанников.
3 этап – заключительный:
- Выставка творческих работ детей.
- Выступление с результатами работы на родительском собрании, вручение благодарностей активным участникам проектной деятельности.
- Участие в городском конкурсе социальной экологической рекламы «Один за всех – и все за чистоту!».
Вывод:
Таким образом, в ходе реализации проекта у детей сформировалось представление об экологических проблемах окружающей среды. Ребята проявляют заинтересованность и активность в ознакомлении с экологическими проблемами, способами их решения и предотвращения. Дети осознают необходимость бережного отношения к природе и ко всему живому на Земле.
Дети пришли к выводу, что мусор засоряет окружающую среду, его нужно собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т.п.), сортировать или использовать в качестве вторсырья для изготовления поделок из бросового материала.
У ребят появился устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности, ежедневно возникает множество идей по созданию различных поделок из использованных материалов.
Список литературы
- Артемова О.В., Балдина Н.А., Вологдина Е.В. и др. Большая энциклопедия открытий и изобретений/Науч.-поп.издание для детей.-М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
- Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).