Группы

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения по средствам использования ИКТ

15

декабря

2019

Выступление на педагогическом совете

 

Формирование у детей дошкольного возраста

навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения по средствам использования ИКТ

                                                                                               

                                                                                                                                                    Выполнила: воспитатель Галкина М.Г.

  

г.Таганрог, 2016г.

 

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

 

Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

 

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

 

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

 

Целью моей  работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

 

Задачи:

  1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
  2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
  3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  4.  Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
  5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
  6. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

  

Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, мы постепенно усложняем, уточняем и дополняем. Дети лучше знают и запоминают правила движения и охотно их выполняют.

 

Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие, прогулки, экскурсии, наблюдения. Важно проводить это с учетом возраста детей и окружающих условий.

 

Обязательным условием для успешного обучения детей является создание правильной предметно-развивающей среды, поэтому ознакомление детей с правилами дорожного  движения я начала с организации предметно-развивающей среды. С этой целью в группе был создан «Уголок безопасности». Он содержит настольные и дидактические игры, дорожные знаки;   макет дороги «Безопасная дорога в детский сад», на котором представлены перекресток, дома, светофор, машины; атрибуты для сюжетно-ролевых игр:, рули, жезл.

 

В старшем возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. В связи с этим для реализации задач по формированию безопасного поведения на дорогах города применителен метод наглядного и словесного обучения. Он осуществляется через специально организованные занятия познавательного цикла, беседы, наблюдение за движением транспорта, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, обсуждение ситуаций, заучивание стихов, пословиц, отгадывание загадок.

 

Интересной и эффективной формой работы считаю организацию сюжетно -ролевых и режиссерских игр по правилам дорожного движения. В ходе этих игр дети закрепляют полученные знания. Эти игры помогают детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. В группе провожу такие сюжетно - ролевые игры, как «Мы - пешеходы», «Я - пассажир»,  «Автобус», «Постовой» и т.д.

 

В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения» педагогам наряду с традиционными формами работы предлагается использовать информационные технологии. Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных вопросов в дошкольной педагогике. С каждым годом современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) все плотнее входят в нашу жизнь.

 

Использование компьютера, мультимедиа и других технических средств в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма способствует воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, формированию его личности, обогащению интеллектуальной сферы дошкольника, позволяет расширить возможности педагога.

 

У себя в группе в непосредственно образовательной деятельности предлагаю детям посмотреть и изучить мультимедийные презентации программе Power Point (приложение 1). Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.  Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

 

Например, для детей 4-5 лет целесообразно использовать такие презентации, как:

 

– участники дорожного движения;

– дорога и ее главные части.

 

Для дошкольников 5-6 лет:

 

– виды транспортных средств;

– светофор, история его развития.

 

Для воспитанников 6-7 лет:

 

– виды дорожных знаков и их назначение;

– причины дорожно-транспортных происшествий.

  

Качественные иллюстративные материалы обеспечивают «эффективность» восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я с помощью программы Windows Media демонстрирую детям обучающие мультфильмы(приложение 2):

 

– например, в средней группе – «Смешарики изучают Правила дорожного движения»;

– в старшей группе – «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения».

– в подготовительной группе – «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;

  

Для обобщения знаний дошкольников правил дорожного движения, можно применять разнообразные дидактические игры, используя программу Microsoft Word. Появление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;  красочное оформление, веселые картинки, звук, надолго привлекают внимание ребенка. В качестве примера можно рассмотреть игры, которые позволяют выявить знания детей о дорожных знаках. (приложение 3).

  

Обогащению знаний о поведении на дороге способствует восприятие музыки. С помощью проигрывателя Windows Media для разучивания стихотворений о безопасном поведении на дороге, для прослушивания детских песен о правилах дорожного движения. Дети слушают стихотворения современных авторов, песни из музыкального сборника, напевают песенки в повседневной жизни, и это помогает им постоянно помнить о правилах дорожного движения (приложение 4).

 

При организации совместной деятельности можно применять информационно-коммуникационные технологии в работе с загадками и ребусами. Разгадывание ребусов способствует систематизации знаний о правилах дорожного движения; развивает нестандартное мышление; дарит детям прекрасное настроение. Дошкольники очень любят разгадывать и кроссворды! Они способствуют развитию познавательной активности, памяти детей, обогащают словарный запас по правилам дорожного движения. В программе Microsoft Excel можно составлять самые разнообразные кроссворды (приложение 5).

 

 Для организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста я предлагаю использовать программу Paint, в которой дети могут почувствовать себя настоящими художниками. В эту программу загружаются раскраски по правилам дорожного движения из Интернет ресурсов, которые дают  воспитанникам возможность для творческой деятельности (приложение 6).

 

Дети выполняют такие задания, как:

 

– раскрасить дорожные знаки;

– раскрасить пешеходный переход;

– раскрасить сигналы светофора и другие.

 

При этом, владея мышкой, дошкольники развивают координацию движения руки, мелкую моторику рук.

 

В настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих игр онлайн для детей дошкольного возраста.

 

Компьютерные игры помогают разрешать проблемные ситуации на дороге, учат детей преодолевать трудности. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, стремится к достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении дошкольников. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Компьютер не только развивает интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, целеустремленность, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

 

Самые любимые компьютерные игры дошкольников:

 

– «Правила дорожного движения для детей».

– «Нескучные уроки».

– «Дракоша изучает правила дорожного движения» и другие.

 

В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице. Многие родители не понимают необходимости учить детей соблюдению правил дорожного движения, начиная уже с дошкольного возраста, оставляя это на потом, когда ребенок подрастет, пойдет в школу, ссылаясь, на дефицит времени, недостаток терпения и отсутствие знаний в вопросе по изучению ПДД, не понимают важности этой проблемы. Возникает еще одно противоречие между желанием родителей воспитать ребенка грамотным пешеходом и безответственным, инертным отношением к этому процессу. Наш детский сад привлекает родителей в качестве партнеров своих детей в широком спектре профилактических и воспитательных мероприятий (конкурсах, викторинах, праздниках, ролевых играх, творческих занятиях и др.) (Приложение 7).

 

Работая в группе по данной проблеме, учитываю возрастные и интеллектуальные особенности детей. Стараюсь вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности путем познания, а не запретов. Внушаю детям, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, обучаю практическим действиям.

 

Таким образом, занятия с детьми помогут сформировать у них сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобрести первичные знания и умения распознавать и оценивать опасные ситуации, определить способы защиты от них.

 

Я считаю, что обучение детей правилам безопасного поведения на дороге очень важная и необходимая работа. В дальнейшем хочу продолжить работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей через вариативные формы обучения.  

 

По итогам работы можно сказать: формирование безопасного поведения дошкольников на дорогах и улицах –процесс длительный и трудоёмкий, но очень увлекательный и познавательный не только для детей, но и для взрослых. Хочется надеяться что работа в данном направлении принесёт в будущем хорошие плоды, и знания, полученные детьми, помогут им избежать неприятностей на дороге.

 

Жизнь интересна и замечательна. Однако на свете существует множество опасностей, которые угрожают нашей жизни. Поэтому надо уметь предвидеть эти опасности.

  

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo