Специалисты
Влияние занятий по музыкальному воспитанию на развитие речи дошкольников
3
июня
2020
Музыкальный руководитель
Погорелова Елена Викторовна
Музыка и музыкально-художественная деятельность-это то, что дети любят больше всего.
Спросите дошкольника, что ему нравится делать больше всего в детском саду и дома? Ответ не заставит себя долго ждать:дети любят петь,играть,танцевать.
Используя эту привязанность детей к музыке, возможно повысить качество любого занятия и сделать его более привлекательным для ребенка.
Музыка – самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь, ребенок начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении.
Музыка, по мнению ученых, это дополнительный сенсор, который позволяет максимально развить речь у ребенка.
Музыка – это, прежде всего язык чувств. Знакомство ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, веселыми и грустными детскими песнями, колыбельными побуждает его к сопереживанию, выражению своих эмоций в пении.
В процессе обучения дети учатся верно передавать общее настроение песни, петь без напряжения, естественным голосом, не выкрикивать отдельные слова. Ребенок учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии, оценивать качество ее исполнения. Начиная со среднего возраста, мы предлагаем детям самим определять характер прослушанной песни, какого она содержания. Тем самым у ребенка обогащается словарный запас, связная речь.
Процесс разучивания песни помогает ребенку в формировании звукообразования, дикции.
На музыкальных занятиях ребенок вместе с педагогом проговаривает и пропевает труднопроизносимые, незнакомые слова.
Очень часто дети путают окончания слов. В младшем возрасте дети это делают по незнанию и педагог каждый раз пропевает эти слова вместе с детьми. В старшем дошкольном возрасте дети произносят неправильно окончания слов в большинстве случаев по невнимательности. Педагог акцентирует внимание детей на этом и дети исправляются. В процессе музыкальных занятий практические навыки хорового пения воспитанников развивают у них привычку к сосредоточению внимания.
Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков; невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ти-ти», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Таким образом, пение способствует развитию психических процессов и свойств личности, расширению кругозора, развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. Музыка может стать своего рода ключом, который «откроет детские уста», вызовет естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.