Специалисты
Готовность к обучению в школе
19
сентября
2020
В качестве основных компонентов психологической готовности к обучению в школе выделяют:
личностный,
эмоционально-волевой,
интеллектуальный.
Личностный компонент
- Желание учиться в школе.
- Наличие интереса к получению новых знаний.
- Умение ребенка общаться с другими детьми и с взрослыми.
- Определенное отношение к себе.
Эмоционально-волевой компонент
- Умение соблюдать правила поведения.
- Умение подчиняться требованиям взрослого, работать по инструкции, по образцу.
- Не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.
Интеллектуальный компонент
- Определенный кругозор, запас конкретных знаний. Способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.
Условия формирования психологической готовности к обучению в школе
Первое и самое главное условие – это постоянное сотрудничество ребенка с другими членами семьи. Возникновение желания сотрудничать со взрослыми, ориентировка на взрослого, на его пример, знания которые он передает.
Второе важное условие - это выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Умение трудиться, будь – то труд физический, умственный, духовный – всегда преодоление трудностей, и это умение вырабатывается в процессе всей жизни ребенка. Неготовность к трудностям может привести к неуверенности в себе, негативному отношению к учебе.
Третье необходимое условие подготовки к школе является учебная мотивация. Чтобы дошкольник хотел заниматься каким-либо видом деятельности, будь то спорт, рисование, конструирование, игра или учеба, она должна приносить ему удовлетворение. Взрослым нужно создать ребенку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. И этот успех должен быть реальным, а похвала заслуженной.
Четвертым важным условием развития и подготовки к школе является умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками. По тому, каков ребенок среди других, можно многое узнать о его характере, привычках и наших просчетах.
К 6-7 годам ребенок должен знать:
- Свое имя, отчество, фамилию, возраст, дату рождения.
- Свой адрес, название города, в котором он живет.
- Название страны и ее столицы.
- Имена, отчества своих родителей, место работы.
- Времена года, их последовательность, основные признаки.
- Название месяцев, дней недели.
- Основные виды деревьев, цветов.
- Уметь обобщать предметы (посуда, мебель, транспорт, одежда и т.д.)
- Уметь устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
- И многое другое…
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития. ЭТО позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Предлагаем некоторые игры, с помощью которых у вашего ребенка будет формироваться положительное отношение к школе.
«Что лежит в портфеле?»
Взрослый бросает ребенку мяч и называет какой-либо предмет, например: ручка, тетрадь, подушка и т.п. Если, по мнению ребенка, этот предмет должен лежать в портфеле, то он ловит мяч.
«Я возьму с собой в портфеле»
Первый участник игры говорит: « Я возьму с собой в портфеле...» - и называет какой-нибудь необходимый предмет в школе. Следующий игрок повторяет то, что сказали до него, и добавляет свой предмет. Так происходит до того момента, пока кто-нибудь не ошибся. Можно играть с одним ребенком, называя слова по очереди, или с несколькими детьми.
«Тихо - громко».
Ведущий называет ситуацию, например: «когда ты на уроке, ты разговариваешь как...» Задача ребенка крикнуть «Громко!» или прошептать «Тихо».
«Дошкольники и школьники».
Взрослый просит ребенка походить, посидеть, поговорить, как дошкольник, как школьник. Или на один хлопок надо показать, как ответил бы на вопрос учительницы дошкольник. На два хлопка - как это сделал бы школьник».
Можно играть с куклами и пусть ваш ребенок сам побудет в роли учителя. Полезным будет и совместный просмотр телепередач, фильмов о школьной жизни и рассказы о своем школьном детстве, любимых учителях.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Мы уверены, что ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни.
БУДЬТЕ спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми;
РАДУЙТЕСЬ при встрече с ребенком, говорите важные для ребенка фразы: «Я тебя люблю», «Ты справишься»;
ОБНИМАЙТЕ своего ребенка.
Подготовила
педагог-психолог
Елена Александровна Зиберт